Четверг, 10 Август 2017 13:46

Гендиректор «Марлоу Навигейшн»: «Инвесторы деньги чемоданами в Херсонскую морскую академию не возят»

Автор  Анна ВОРЖАКОВА

Ситуацию в Херсонской государственной морской академии (ХГМА) называют никак не иначе, как рейдерский захват. Этот успешный вуз хотят лишить специализированного тренажерного центра, используя рекомендации комиссии Министерства инфраструктуры

В ХГМА говорят, что проблемы начались с 2016 года, когда на части арендованных учебных помещений академии филиал Одесского морского тренажерного центра с аналогичным перечнем специальностей подготовки курсантов без согласования с руководством Херсонской морской академии открыл частное предприятие «Морской институт последипломного образования имени контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова». В частности, с октября 2016 года начали направлять запросы в госучреждения и правоохранительные органы Украины с выводами о якобы неудовлетворительной профессиональной подготовке курсантов в ХГМА и необходимости замены её ректора. Но этот «номер» не прошёл, и тогда недоброжелатели решили путем разрушения целостного учебно-тренажерного комплекса при ХГМА полностью избавиться от успешного вуза, считает руководство морской академии.

После состоявшейся встречи в стенах морского вуза 4 августа в защиту ХГМА решил выступить и многолетний партнер и инвестор академии – известная немецкая крюинговая компания «Марлоу Навигейшн». Ведь недоброжелатели обвинили в злоупотреблениях не только руководство академии, но и «Марлоу Навигейшн» – в поставке не нового, а «бэушного» тренажерного оборудования, оплата за которое осуществлялась, как за новое. Так, 8 августа по инициативе Генерального директора Марлоу Навигейшн в Украине, капитана дальнего плавания Бориса Эзри в Херсоне состоялась пресс-конференция при участии ректора ХГМА Владимира Ходаковского, директора херсонского морского специализированного тренажерного центра при ХГМА.

Борис Эзри рассказал гостям мероприятия, как началась история сотрудничества немецкой компании и Херсонской морской академии: «В западных странах уже к концу 1990-х годов катастрофически не хватало молодых людей, которые хотели бы связать своё будущее с морским делом. Поэтому грозила серьезная нехватка офицеров. А морские вузы Украины активно готовили будущих моряков. К сожалению, рабочих мест для будущих специалистов на отечественном флоте практически не было. Большинство курсантов «мореходок» искали место для плавательной практики. Проведя тестирование, наша компания пришла к выводу, что уровень подготовки этих кадетов отстает от требований индустрии.

Их теоретические знания, так же, как и знание английского языка, были недостаточными. Наши партнеры поставили задачу: промониторить имеющиеся в Украине морские учебные заведения, чтобы изучить их потенциал. Представитель головного офиса «Марлоу Навигейшн», капитан с опытом работы на современных немецких судах и я поехали знакомиться с морскими учебными заведениями. Мы сразу же столкнулись со специфической тенденцией – после небольшой экскурсии по учебному заведению нам задавали один и тот же вопрос: а сколько вы нам будете платить за кадета? Курсанты приходили к нам в офис десятками и просились на практику.

Учебные заведения не могли им в этом помочь. Нам нужны были кадеты, но с качественными знаниями. А этого как раз и не хватало. Кроме того, в ходе мониторинга мы обратили внимание, на то, в каком плачевном состоянии находилась материально-техническая база учебных заведений. Преподаватели по несколько месяцев не получали зарплаты, многие вообще уволились и подались на заработки. К тому же, преподаватели морских вузов по 5–10 лет уже не видели пароход и, соответственно, не могли дать курсантам качественную подготовку. Вот тогда 
и возникла необходимость «кадетских программ». Однако наше понимание кадетской программы отличалось от понимания многих руководителей морских учебных заведений, которые думали лишь о личном доходе, а не о качестве подготовки кадетов. Иначе было в тогдашнем Херсонском морском колледже. Там хотели перемен, чего хотели и мы. В результате в 2006 году был подписан договор, но на его подготовку и согласование потребовалось несколько лет».

Непростым является и путь получения инвестиций. По словам Бориса Эзри, многие думают, что инвестиции – это пачки долларов, которые будет платить инвестор, а на месте будет делаться то, что считается нужным. Вовсе нет. Судовладелец хочет получить высококлассных, трудоспособных специалистов, чтобы судно работало и приносило прибыль.

«Судовладелец платит большие налоги, – рассказал Эзри. – Чтобы сократить их, он обратился к немецкому правительству с просьбой создать инвестиционный фонд, который бы занимался распределением части налогов на обучение моряков. Ведь в его стране не было необходимых специалистов, а он нашел их в Украине (или другой стране). Но там не хватало денег, чтобы качественно обучить моряков. Правительство Германии пошло навстречу такому предложению и таким образом были созданы инвестиционные фонды».

То есть миллионные инвестиции пришли не из «Марлоу Навигейшн». Заслуга крюинговой компании в том, что она умеет и знает, как работать с этими фондами. Деньги дают инвестиционные фонды или неправительственные организации, такие как IMEC (международный совет морских работодателей), в который входят крупнейшие судовладельцы. Они платят взносы, поэтому IMEC располагает серьезными средствами, так же как и морской международный профсоюз ITF.

«Надо понимать, что деньги просто за то, что у «них там трудности», никто не даст, – отметил Борис Эзри. – Капиталисты знают счет деньгам, и прежде, чем вложить средства, просчитывают, что это им принесет. Чтобы получить инвестицию, необходимо продемонстрировать проект. Разрабатывался каждый проект совместно с руководством академии. К примеру, мы предлагали оборудовать такую-то лабораторию или тренажер, или повысить уровень английского языка. Со своей стороны были предложения и от руководства вуза. Выбиралась одна или несколько задач и начиналась разработка проекта, задача которого – убедить инвестора (фонд) выделить деньги. В проекте указывается, где и за какие деньги будут приобретать те или иные комплектующие, материалы, как и в какие сроки будет обеспечена доставка и установка, кто и где проведет обучение инструкторов и так далее. Если проект одобрен, то это не значит, что кто-то привезёт чемодан денег. Все приобретается и оплачивается непосредственно немецким правительственным инвестиционным фондом. Причем представители фонда несколько раз приезжают в процессе строительства. Присылают специалистов от производителя оборудования для его монтажа. Приезжают специалисты для подготовки преподавателей, педагоги проходят обучение в ведущих зарубежных учебных заведениях. Все это оплачивает фонд. Когда, скажем, тренажер уже установлен в вузе, то представители компании и обязательно фонда регулярно приезжают убедиться, что оборудование используется грамотно и по назначению. А главный результат – уровень подготовки. Это выясняется во время тестирования на берегу, прохождения практики курсантами на борту судов и в дальнейшем их работы уже на командных должностях».

Как подчеркнул Борис Эзри, все оборудование безвозмездно передается в собственность академии, то есть – государству. Как отметили на пресс-конференции, согласно инвестиционным договорам, всё высокотехнологичное тренажерное оборудование в Украине поставляется мировой специализированной компанией «Транзас Украина». Она обеспечивает поставку продукции для учебных заведений флота и авиации во всем Черноморском бассейне. И по оценке компании, тренажерная база ХГМА является лучшей в Черноморском бассейне. Поэтому во время мероприятия руководитель компании «Транзас Украина» Игорь Горобец опроверг все обвинения относительно поставок в ХГМА «бэушного» оборудования. Во время своего выступления Борис Эзри также обратил внимание и на беспочвенность обвинений морской академии в том, что моряки лишь платят за сертификаты, а на тренажерах не обучаются. Как он аргументировал, каждый моряк – от кадета до капитана, должен пройти обучение и иметь целый пакет сертификатов. Например, «борьба за живучесть судна», «спасательные средства», «первая медицинская помощь», «борьба с пожаром» и другие.

Понятно, что главное – это не сертификат, а знания и умения моряка. То есть соответствие его навыков тому сертификату, который он имеет.

«Практической подготовкой занимаются тренажерные центры, на сегодня они частные, – отметил представитель «Марлоу Навигейшн». – Некогда мы столкнулись с проблемой – сертификаты есть, знаний нет. Судно не может выйти из порта, если у какого-то члена экипажа не хватает сертификата. И получается, что сертификат важнее знаний. Однако компанию это не устраивало. Мы это поняли, когда начали набирать группы кадетов. Попадая на борт, ребята во многих случаях проявляли полное незнание элементарных вещей. Нас же интересовали их умения – в первую очередь. Так возникла идея создания тренажерного центра. Мы его создали, с реальным оборудованием, а главное – с коллективом, мотивированным и желающим работать по международным стандартам. Практически все инструкторы – это действующие моряки: капитаны, старшие помощники, старшие механики, штурманы, электромеханики. Главная мотивация – подготовить для себя будущих членов экипажа. Сегодня не секрет, что капитан, старший механик получают $ 8–10 тысяч. Как заинтересовать таких людей проводить свой отпуск, работая в академии? Сегодня наша страна не может платить большие деньги, и не может преподаватель получать в несколько раз больше ректора. Выход был найден – создан тренажерный центр при ХГМА». Как обозначили во время пресс-конференции, херсонский специализированный тренажерный центр – бесприбыльный. То, что он зарабатывает, уходит на текущее обслуживание и ремонт оборудования, оплату аренды, зарплаты, налоги. Соответственно, и цены на обучение – самые невысокие по Украине.

Сегодня ХГМА для Херсона – градообразующий вуз. Ведь его выпускники зарабатывают серьёзные деньги и тратят их в своём городе: покупают квартиры, машины, обеспечивают другие блага для своих семей, тем самым развивая город и нашу страну. Потому руководство ХГМА, её партнеры и инвесторы призвали объединить усилия власти, СМИ, правоохранительных органов, чтобы не допустить разрушение одного из лучших вузов морской индустрии.

Ваша оценка. Тема раскрыта на
(0 голосов)
 

Лента

Фоторепортаж