Среда, 10 Январь 2018 11:13

Бюджет Херсона – 2018: Лебедь, Рак и Щука

Автор  Алёна ШНАБСКАЯ, Оксана ЗИНЧЕНКО

Бюджет города – это главный и самый важный документ, по которому город должен жить и развиваться. Кстати, в старонормандском bougette – это кошелёк, сумка, мешок с деньгами. И каждый год вокруг этого «мешка с деньгами» в сессионном зале горсовета Херсона кипят страсти и разногласия.

Городской бюджет – 2018 не стал исключением. Документ вызвал ряд замечаний и предложений со стороны некоторых депутатов. Оспоривались многие вопросы, особенно те, которые попали в проект бюджета, как говорится, неожиданно и в последний момент. Причём доработанный проект документа наши избранники получили перед самым началом сессии и даже не были знакомы с некоторыми изменениями. Секретарь горсовета Елена Урсуленко предложила голосовать за бюджет постатейно, однако большинство не поддержало эту инициативу. В результате длительного обсуждения бюджетного вопроса документ утвердили 36-ю голосами из 50-ти. Те, кто были «против» или не голосовали, распределение бюджета назвали непрофессиональным, непрозрачным и непропорциональным.

Для объективности «Гривна» решила предоставить слово и депутатам, которые поддержали проект бюджета, и тем, кто его раскритиковал.

Не голосовали за бюджет-2018
Депутат горсовета Виталий Богданов, УКРОП:«Бюджет города принимали в нарушение процедуры. У нас уже закономерно на заседании исполкома принимается один проект, по комиссиям идёт другой вариант, в сессионный зал попадает третий. Стало нормой “вбрасывание” вопросов. Например, пытались протащить первый, второй и на третий раз таки протащили “безвозвратную помощь”. Была многолетняя практика, что коммунальному предприятию “Херсонтеплоэнерго” из бюджета города вне сезона выделяют 1 или 2 миллиона гривен возвратной помощи. А потом, к концу года, получая оплату от населения, предприятие возвращало полученную сумму. Это называлось возвратной помощью. В этот раз предприятие получило 10 миллионов! И 24 декабря должны были вернуть. Так этот вопрос вносят в программу по развитию ЖКХ и дописывают туда ещё КП “Парки Херсона” – дать 700 тысяч гривен. Хотя я возмущался: что этому коммунальному предприятию можно купить в конце года? В проект бюджета вносят одним из пунктов строчку – в программе такой-то убрать слова “на возвратной основе”. Я говорю: стоп! Что это такое? Это было на заседании рабочей группы. Я поднял кипеж, и этот вопрос не попал в сессионный зал. Я уехал на политсовет в Киев, и наши депутаты возвращаются к этому же вопросу и голосуют за него. Всё! Деньги коммунальное предприятие не возвращает. При этом теплоэнерго получило 660 миллионов евро помощи на модернизацию сферы теплоснабжения.

Какие самые большие нарушения при принятии проекта бюджета? Это постоянно действующий реальный конфликт интересов. Депутаты, являясь директорами коммунальных предприятий, голосуют для своих же предприятий.

Децентрализация принесла огромные деньги на места, но параллельно с этим ослабила контроль. Со стороны прокуратуры, СБУ.

Первый проект бюджета был2,7 миллиарда гривен. В результате в зале проголосовали за 2,9 миллиарда гривен. Без остатка. В декабре свободные остатки – 150 миллионов гривен. Это значит, что можно придумывать, куда эти деньги потратить. А всё потому, что непрофессионально готовятся документы, некачественно написана программа, технически получаются “карманные” деньги, и в конце года придумывают, на что их списать. Кроме конфликта интересов, есть и другие нарушения. Депутаты, вся элита, трудоустроены. Выделяют деньги на отдельные моменты без финансового плана и технико-экономических обоснований. Так было с выделенными 20 миллионами гривен на троллейбусы. Но голосовать без финплана и ТЭО невозможно!

В бюджете нет приоритетов. Непонятно, какую отрасль мы развиваем. Мы развиваем коммунальные предприятия? То есть предприятия тех, кто и голосует?

Самый главный момент – люди, которые принимали этот бюджет, считают, что их родственники не будут болеть. Не будут учиться в школах.

Ещё момент – укладка асфальта. Кинулись делать капремонт дворовых проездов. Есть магистральные улицы, где в минуту проезжают десятки машин. И, естественно, там должно быть хорошее покрытие, так как на магистральную дорогу максимальная нагрузка. Но мы выделяем на неё 200 тысяч гривен. Есть дворовой проезд, где в основном ходят люди и паркуются до десяти машин. Но туда выделяют 1,6 миллиона гривен. В Херсоне не делают основные ма-гистральные дороги, а залезли во дворы, на участки к депутатам, потому что они и голосуют».

Андрей Дмитриев, «Самопомощь», высказал своё мнение о городском бюджете на своей странице в соцсети:

«Всё, что нужно знать о городском бюджете, вынесенном на сессию Херсонского городского совета:

1) Строим фонтаны и финансируем коммунальные предприятия без технико-экономических обосно-ваний.

2) Обрезаем все социальные статьи, по которым горсовет оказывал помощь горожанам под обещание вернуть (вопрос, из чего).

3) Снимаем 8,9 миллиона из обеспечения больниц медикаментами, кислородом и прочим, по мнению некоторых депутатов, ненужных вещей, оставляя на ВСЮ отрасль здравоохранения 7 миллионов гривен. Не дай бог вам заболеть.

4) Столовую в 16-й школе достраивать не собираемся, пусть дети едят в классе. Два года терпели, потерпят ещё.

5) Крыша в 56-й школе продолжит протекать. Либо отремонтируют, но другим школам не достанется денег.

6) Бюджет на ремонт ВСЕХ учреждений образования, а их 138 штук, целых 20 миллионов, то есть по 145 тысяч гривен на заведение. Уменьшен в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Наши школы же в идеальном состоянии.

7) Учителям с барского плеча выделяют 10% по 57-й статье вместо 50%, как было в 2017 году (или 100% в 2015 и 2016 годы). Статья 57 Закона Украины «Про освіту»: держава гарантує виплату педагогічним і науково-педагогічним працівникам допомогу на оздоровлення в розмірі місячного посадового окладу (ставки заробітної плати) при наданні щорічної відпустки».

Депутат Артём Кияновский, «Оппозиционный блок»:
«Я второй год не голосую за бюджет по одной простой причине: в этом главном политическом документе нарушены все основные принципы, которые должны соблюдать люди, избранные горожанами. В первую очередь мы как депутаты обязаны позаботиться о тех, кто не может сделать это сам, – это инвалиды, ветераны, старики, дети. Второе – развить то, что находится в компетенции города и связано с его инфраструктурой.

Самое обидное, что в этом бюджете есть деньги. На что их могло хватить? У нас неплохие больницы. Во всём мире, чтобы удерживать хороших врачей, под них создают клиники, покупают современную аппаратуру. Туда едут пациенты, дело приносит прибыль. У нас нового оборудования в принципе нет. Деньги на содержание лечебного учреждения есть, они расходятся на коммунальные платежи, выплату минимальных зарплат. И по большому счёту – это всё. На медикаменты и оборудование средств не выделяют. Это значит, что когда херсонец попадает в больницу, и он не родственник кого-то из городского руководства, то первый вопрос ему будет не “Что болит?”, а “Есть ли у вас деньги?”.

Далее, у нас свыше 160 образовательных учреждений. На старый фонд, где высок риск возникновения пожара, из областного бюджета направлено свыше 10 миллионов гривен. А город Херсон на 120 учреждений выделил 20 миллионов на капитальный ремонт зданий при минимальной потребности примерно 70 миллионов. Для сравнения: в прошлом году николаевские депутаты выделили на учебные заведения больше 120 миллионов. Как итог – компьютеризированные классы, отсутствие поборов с родителей.

Так что если вы сегодня будете сдавать деньги на ремонт в школу или за анализы в больнице, то должны знать: всё это потому, что так проголосовали депутаты горсовета.

На что же расходуются деньги? В прошлом году я делал заявление, но дело, к сожалению, не расследуется. Полтора миллиона ушло на клумбу на площади Победы – с трезубом, который виден только пролетающим птицам. Стоимость этой клумбы явно многократно завышена.

На благоустройство города предусмотрено более 50 миллионов, как на европейский мегаполис. Да за такие деньги Херсон должны драить шампунем! Щедро финансируются коммунальные предприятия, где руководители – депутаты. Более 4 миллионов выделено для КП “Гарантия” и почти 17 миллионов – на КП “Парки Херсона”. Налицо признаки отмывания денег касательно и КП “Херсонская энергосервисная компания” с огромными зарплатами и командировочными. А также фирмы “Сервис-Гранд”, которая занимается организацией питания в большинстве школ. 70 миллионов ежегодно тратится. А где качество питания?

Кроме того, построены схемы ухода от тендеров по дорогам, ремонту домов. То, что можно сделать за 3 копейки, делается за 10 гривен.

Так что, к сожалению, люди брошены. Это бюджет позора и произвола директоров коммунальных предприятий, бессовестного отмывания денежных средств и отсутствия приоритетов, а вместе с тем наплевательского отношения к наиболее важным социальным сферам».

Голосовали «за» 
Чтобы получить комментарий кого-то из депутатов, поддержавших проект бюджета на 2018-й, «Гривна» обратилась в пресс-службу горсовета. Персоны, получившие право прокомментировать свою позицию, были предложены пресс-службой и депутатским корпусом.

Руслан Рубан, глава бюджетной комиссии, «Самопомощь»: 
«Бюджет 2018 года принимался прозрачно. У всех была возможность работать с цифрами, были выслушаны все распорядители средств. Он также прошёл общественные слушания, все вопросы, которые были заданы, тщательно анализировались. 36 голосов депутатов, которые поддержали бюджет, – это очень хороший показатель, при том, что нужно 28 голосов. Можно сказать, что этот вопрос объединил депутатский корпус.

Что такое бюджет? Это основной документ города, на основании которого город существует на протяжении года. Не принимать бюджет – это значит нанести удар по бюджетной сфере в первую очередь. Можно повременить с ремонтом дорог, освещением, но оставить без зарплаты учителей, медиков, детей в школах и детсадах без питания нельзя.

В этом бюджете большая часть финансирования предусмотрена на сферу образования (1,1 млрд грн.), охрану здоровья (367 млн грн.), управление культуры (79 млн грн.). Депутатский корпус и городская власть продолжают работать над улучшением одной из приоритетных для Херсона проблем – транспортной. По 20 млн грн. выделено на закупку троллейбусов и автобусов в коммунальный автопарк.

Особое внимание уделено социальной защите населения. В том числе – оказание льгот отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством, компенсация льготного проезда автомобольным, водным, железнодорожным и элект-ротранспортом, оказание помощи малообеспеченным семьям, семьям, в которых есть дети с инвалидностью, помощи в связи с беременностью и уходом за ребёнком, тяжелобольным людям. Мы будем искать возможность пополнять городской бюджет и направлять дополнительное финансирование на протяжении года на те сферы, где это будет необходимо».

Егор Устинов, «Оппозиционный блок»: 
«Во-первых, нужно понимать по-следствия того, что будет в случае неголосования и непринятия бюджета. А они для города, системы городского хозяйства могут быть катастрофическими. Без финансирования могут оказаться под угрозой все сферы городского хозяйства. Спорных моментов относительно первоочерёдности и целесообразности финансирования тех или иных направлений, конечно, много. Однако в целом бюджет как финансовый документ на данном этапе составлен исходя из основных потребностей города. Можно сколько угодно долго критиковать и разбрасываться лозунгами о том, что в нём что-то не так, но могу сказать о том, что все те замечания, которые были у меня как у депутата и у нашей фракции в целом, были учтены. Безусловно, существует дефицит денег, но я уверен, что он будет устранен в ходе выполнения доходной части бюджета».

Оксана Дьякова, РПЛ:
«За бюджет Херсона 2018 года проголосовали 36 депутатов из 50, то есть значительное большинство представителей депутатов из разных фракций. Считаю бюджет города одним из важных документов, который принимает городской совет. Бюджет 2018 года не идеальный, к нему есть замечания и, к сожалению, в нём, как и в бюджетах прошлых лет, в полном объёме нет необходимых средств на решение всех проблем города: и текущих, и тех, которые накапливались и усугублялись много лет. Обсуждение бюджета было очень “горячим” на депутатских комиссиях. Я присутствовала на нескольких бюджетных комиссиях, общественных слушаниях по бюджету. Было много предложений, споров, дискуссий и от коллег-депутатов, и от представителей общественных организаций. Часть предложений была учтена. Были предложения при формировании бюджета и от меня как депутата. Свои предложения я формировала, основываясь на обращениях, которые я получала от людей. Значительная часть из них была учтена, а значит были учтены интересы жителей Херсона, что в том числе было одним из аргументов моего голосования “за”, также аргументами голосования за бюджет было то, что:

- по моему мнению, принятый, пусть несовершенный, бюджет лучше, чем не принятый вовремя вообще;

- бюджет 2018 года бездефицитный;

- впервые за много лет преду-смотрены средства на покупку коммунального транспорта;

- выделены средства на решение проблем домов “гибкой схемы”;

- значительная часть бюджета направлена на социальную защиту и обеспечение, бюджетную сферу;

- выделены средства на ремонт жилого фонда Херсона;

- заложено финансирование на мероприятия по энергосбережению, по водоснабжению, а именно – обустройство скважин для обеспечения питьевой водой нескольких районов;

- выделены средства на проведение работ по освещению города.

Хочу отметить, что решением сессии депутаты могут вносить изменения в бюджет. И при наличии средств можно предусмотреть дополнительное финансирование тех отраслей, которые недофинансированы. С полным текстом бюджета города читатели могут ознакомиться на официальном сайте Херсонского городского совета».
city.kherson.ua

Ваша оценка. Тема раскрыта на
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « «Ту ти ту ту-ту-ту!» Мы выбираем, нас… »

Фоторепортаж